Вернуться к алгоритму -> Шаг 4. Собираем идеи для предстоящей работы
Годовая игра-эпопея "Средневековье"

Игровой сюжет здесь может быть, например, таким. Средневековая Европа живет своей обычной жизнью, на фоне которой разворачиваются яркие события, связанные с рыцарскими турнирами, бойкими городскими ярмарками, сражениями, маскарадами, диспутами в университетских библиотеках, благочестивыми обетами и героическими деяниями жителей. Но самое главное, что волновало многих людей в те времена – это тайна нахождения Святого Грааля. Согласно легенде, это чаша служила Христу и апостолам во время Тайной вечери, а позже в нее была собрана кровь распятого Христа. Обрести эту реликвию, обладающую к тому же чудодейственными свойствами, – долг христианского мира. Однако Грааль невидим, и его тайна будет раскрыта лишь самым достойным. По ходу игры людям через различные «знамения» открывается название города, где сокрыт Грааль. В архивах одного из монастырей удается разыскать карту с указанием места расположения таинственного города. Также открывается и конкретное место, пещера, в которой спрятан Грааль. В монастырях, университетах, цехах люди собирают необходимые для похода за реликвией деньги (специально созданные для игры золотые флорины). Годовой цикл игры венчает весенний крестовый поход за Святым Граалем.
 
Большое значение при организации такой игры имеет и распределение игровых ролей. Школьники и педагоги могут быть распределены по ролям следующим образом:
1. Мастеровой люд, средневековые ремесленники и купцы – 5–7 классы. Каждый класс может представлять какой-либо цех или гильдию.
2. Рыцарство – 8–9 классы. Каждый класс может представлять какой-либо рыцарский орден: Тамплиеров, Госпитальеров, Тевтонский и т.п.
3. Школяры, обучающиеся в средневековых университетах – 10–11 классы. Каждый класс может представлять какой-либо факультет университета: артистический, медицинский, философский, теологический. Какой-то класс может взять на себя роль веселых и бесшабашных вагантов. Можно также разделиться и по принадлежности к какому-то из известных средневековых университетов.
4. Клир, духовенство, богословы – педагоги, включенные в игру родители, выпускники школы. Только им в откровениях свыше являются знамения, указующие на тайну нахождения Грааля. Но достоверно известно, что знамения являются в моменты ярких событий, происходящих в мире.
Каждая корпорация разрабатывает собственный герб (по возможности, соответствующий канонам средневековой геральдики), элементы которого имеют свой смысл и отражают как ролевые, так и реальные особенности данной школьной корпорации. Возможно, что каждым участником игры будет выбрано и свое особое игровое имя.
 
Посмотрим теперь на возможные формы и способы организации игровой жизнедеятельности школьников и педагогов.
 
«Большой собор». Авторитетные представители цехов, гильдий, орденов, факультетов и некоторые активно включающиеся в игру педагоги образуют Большой собор, исполняющий роль органа самоуправления, задача которого – управление ходом игры. Большой собор:
- оказывает помощь в проведении ярмарки, рыцарского турнира, диспутов, олимпиады «Семь свободных искусств»;
- курирует Банк идей;
- подводит итоги конкурса идей и конкурса социальных проектов;
- организует реализацию победившего социального проекта;
- оценивает целесообразность принятия обетов, дает на них благословение и фиксирует их в специальной Книге;
- определяет, какой цех, гильдия, орден или факультет своими делами заслужил привилегию нанести на собственный герб королевскую лилию.
- определяет, кто, какую и за какие дела мог бы получить королевскую плату;
- подводит итоги конкурса «Семь добродетелей» и награждает победителей;
- анализирует все проведенные общешкольные дела.
 
«Ярмарка». Ярмарку готовит Совет дела 5–7 классов. Открывается она веселым театрализованным представлением с участием менестрелей, жонглеров, фокусников. На ярмарке продаются (за настоящие деньги, поскольку вырученные средства школа может направить в помощь городскому Детскому дому или на иные благотворительные нужды) сделанные руками детей, их родителей, педагогов товары. Лучшие товары, отобранные Советом дела, продаются на аукционе. Совет дела придумывает также и различные аттракционы, которые могут развлечь пришедшую на ярмарку публику. Здесь, на ярмарке, и является первое знамение: людям открывается название города, где сокрыт Грааль, – это ближневосточный город Акра.
 
«Рыцарский турнир». Это дело готовят школьники 8–9 классов. Турнир может состоять из серии придуманных школьниками конкурсов самой разной направленности. В этом случае Совет дела разрабатывает правила их проведения, составляет турнирную сетку, организует рекламу турнира и информационный стенд, готовит необходимое снаряжение и снаряды, подводит итоги, осуществляет награждение победителей. Среди конкурсов могут быть, например: стрельба из лука, шахматы, верховая (на велосипеде) езда с препятствиями (или с нанесением удара турнирным копьем по мишени), фехтование, музицирование, сложение стихов, посвященных прекрасной даме и т.п. Завершается турнир грандиозным балом при дворе короля, сценарий которого также разрабатывается Советом дела при поддержке Большого собора. На турнире является второе знамение – карта с указанием пути в Акру.
 
«Университетские диспуты». Диспуты готовит Совет дела 10–11 классов. Они выбирают темы диспутов, разрабатывают правила участия в них, помогают сформировать команды участвующих в диспутах школяров, придумывают критерии оценки участников диспутов, утверждают судей. Сами диспуты проводятся духовенством. Темы могут быть примерно такими: «Нужно ли современному обществу понятие ²национальная принадлежность²?»; «Военный противник: проблема отношения»; «Какая национальная идея нужна России?»; «Современная эстрада – это культура?». Завершаться серия диспутов может новогодним маскарадом, который готовят старшеклассники. Маскарад будет ознаменован третьим знамением – Святой Грааль сокрыт в пещере с восточной стороны города.
 
«Турнир семи свободных искусств». Это внутришкольная олимпиада, которую уже готовят педагоги. Проводится она по семи предметам: тривиум – грамматика, риторика (искусство красноречия), диалектика (искусство спора), и квадривиум – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Победители награждаются королевскими дарами.
 
Формирование «Банка идей». Создаваемый при Большом соборе специальный банк объявляет конкурс идей, которые могли бы улучшить жизнь школы. Это могут быть сюжеты будущих игр, проекты общешкольных дел, предложения по оформлению кабинетов, коридоров, рекреаций школы и т.п.
 
«Божье дело». Это социальные проекты, направленные на решение каких-то реальных и важных для людей проблем. Сначала объявляется конкурс таких проектов, затем отбирается (по возможности, всеми школьниками и педагогами) лучший, после чего он реализуется всей школой, а точнее – всеми желающими школьниками, педагогами, родителями, друзьями школы. Среди предложенных детьми проектов могут быть, например: расчистка от мусора лесопарка; организация новогоднего представления для Дома престарелых; сбор (в микрорайоне школы) книг, одежды, видеокассет для Детского дома; изготовление игрушек и развивающих игр для детского садика и т.п.
 
«Личные обеты». Любой участник игры может по своему усмотрению принять тот или иной обет – то есть поставить перед собой какую-то труднодостижимую цель, связанную с собственным нравственным, интеллектуальным или физическим развитием, и, преодолев все препятствия, достичь ее. Отказаться от какой-то вредной привычки (для того, у кого она есть); прочесть ряд не предусмотренных учебной программой книг (для не очень успевающих школьников), научиться подтягиваться 10 раз (для неумеющего это делать) – такого рода обеты могут приниматься школьниками. Оценить целесообразность принятия того или иного обета и дать благословение на него может только Большой собор. Данные обеты фиксируются в специальной Книге (своего рода портфолио ребенка), а их выполнение – вознаграждается по справедливости королевскими дарами.
 
Церемония награждения «Семь добродетелей». В конце учебного года, накануне крестового похода Большой собор по представлению корпораций выбирает и награждает лучших участников игры. Награждение, сопровождаемое торжественной церемонией, происходит по следующим номинациям: скромность, галантность, благородство, благодушие, учтивость, усердие, подвижничество. Отмеченные Большим собором школьники награждаются ценными подарками, а корпорации, которые они представляют, получают привилегии нанести на свои гербы королевские лилии.
 
«Поход за Святым Граалем». Завершение игрового года может проходить следующим образом. Представители городских цехов и гильдий, рыцарских орденов и университетских факультетов отправляются в крестовый поход за Святым Граалем. Для этого формируются три команды из учащихся 5–7, 8–9, 10–11 классов. Отбор игроков от каждого класса в эти команды осуществляют сами школьники, но с учетом личных игровых заслуг каждого. Сюда относится и организация корпоративных дел, и активное участие в делах других корпораций, и добытые для организации крестового похода деньги, и принесенные на корпоративный герб королевские лилии, и иные личные достижения. Так последний эпизод эпопеи превращается в финальную игру: каждая группа получает копию найденной карты с указанием маршрута похода и отправляется в путь. Это известная всем игра по станциям – каждая команда по очереди (с интервалом 10–15 минут) проходит все отмеченные на карте пункты, попадая при этом в различные проблемные ситуации, которые разрешает так, как подскажет им совесть, личное благородство и честь. Реликвию получает тот отряд крестоносцев, который во время этого путешествия меньше всего запятнал свою честь и более других старался следовать христианским добродетелям.